7slov (7slov) wrote,
7slov
7slov

* * *

simvol_letaкак-то упомянула о повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», правда она читала её ещё в учась в школе и удивилась, что я её название слышу впервые. Я решила прочитать. Хоть по-правде сказать вещь показалась скучноватой, но некоторые любопытные моменты я там всё же обнаружила. Вот этот отрывок навел на определенную цепочку мыслей:

- А сами вы что считаете?
- Откровенно говоря, я никогда не позволял себе размышлять об этом
серьезно. Для меня Посещение - это прежде всего уникальное событие,
чреватое возможностью перепрыгнуть сразу через несколько ступенек в
процессе познания. Что-то вроде путешествия в будущее технологии. Н-ну,
как если бы в лабораторию к Исааку Ньютону попал современный квантовый
генератор...
- Ньютон бы ничего не понял.
- Напрасно вы так думаете! Ньютон был очень проницательный человек.
- Да? Ну ладно, бог с ним, с Ньютоном. А как вы все-таки толкуете
Посещение? Пусть даже несерьезно...
- Хорошо, я вам скажу. Только я должен предупредить вас, Ричард, что
ваш вопрос находится в компетенции псевдонауки под названием ксенология.
Ксенология - это некая неестественная помесь научной фантастики с
формальной логикой. Основой ее метода является порочный прием -
навязывание инопланетному разуму человеческой психологии.
- Почему порочный? - сказал Нунан.
- А потому, что биологи в свое время уже обожглись, когда пытались
перенести психологию человека на животных. Земных животных, заметьте.
- Позвольте, - сказал Нунан. - Это совсем другое дело. Ведь мы
говорим о психологии _р_а_з_у_м_н_ы_х_ существ...
- Да. И все было бы очень хорошо, если бы мы знали, что такое разум.
- А разве мы не знаем? - удивился Нунан.
- Представьте себе, нет. Обычно исходят из очень плоского
определения: разум есть такое свойство человека, которое отличает его
деятельность от деятельности животных. Этакая, знаете ли, попытка
отграничить хозяина от пса, который якобы все понимает, только сказать не
может. Впрочем, из этого плоского определения вытекают более остроумные.
Они базируются на горестных наблюдениях за упомянутой деятельностью
человека. Например: разум есть способность живого существа совершать
нецелесообразные или неестественные поступки.
- Да, это про нас, про меня, про таких, как я, - горестно согласился
Нунан.
- К сожалению. Или, скажем, определение-гипотеза. Разум есть сложный
инстинкт, не успевший еще сформироваться. Имеется в виду, что
инстинктивная деятельность всегда целесообразна и естественна. Пройдет
миллион лет, инстинкт сформируется, и мы перестанем совершать ошибки,
которые, вероятно, являются неотъемлемым свойством разума. И тогда, если
во Вселенной что-нибудь изменится, мы благополучно вымрем, - опять же
именно потому, что разучились совершать ошибки, то есть пробовать разные,
не предусмотренные жесткой программой варианты.
- Как-то это все у вас получается... унизительно.
- Пожалуйста, тогда еще одно определение, очень возвышенное и
благородное. Разум есть способность использовать силы окружающего мира без
разрушения этого мира.
Нунан сморщился и замотал головой.
- Нет, - сказал он. - Это не про нас... Ну а как насчет того, что
человек, в отличие от животных, существо, испытывающее непреодолимую
потребность в знаниях? Я где-то об этом читал.
- Я тоже, - сказал Валентин. - Но вся беда в том, что человек, во
всяком случае, массовый человек, тот, которого вы имеете в виду, когда
говорите "про нас" или "не про нас", - с легкостью преодолевает эту свою
потребность в знаниях. По-моему, такой потребности и вовсе нет. Есть
потребность понять, а для этого знаний не надо. Гипотеза о боге, например,
дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно
ничего не узнавая... Дайте человеку крайне упрощенную систему мира и
толкуйте всякое событие на базе этой упрощенной модели. Такой подход не
требует никаких знаний. Несколько заученных формул плюс так называемая
интуиция, так называемая практическая сметка и так называемый здравый
смысл.
- Погодите, - сказал Нунан. Он допил пиво и со стуком поставил пустую
кружку на стол. - Не отвлекайтесь. Давайте все-таки так. Человек
встретился с инопланетным существом. Как они узнают друг о друге, что они
оба разумны?
- Представления не имею, - сказал Валентин веселясь. - Все, что я
читал по этому поводу, сводится к порочному кругу. Если они способны к
контакту, значит, они разумны. И наоборот: если они разумны, они способны
к контакту. И вообще: если инопланетное существо имеет честь обладать
психологией человека, то оно разумно. Вот так.
- Вот тебе и на, - сказал Нунан. - А я-то думал, что у вас все уже
разложено по полочкам...
- Разложить по полочкам и обезьяна может, - заметил Валентин.
- Нет, погодите, - сказал Нунан. Почему-то он чувствовал себя
обманутым. - Но если вы таких простых вещей не знаете... Ладно, бог с ним,
с разумом. Видно, здесь сам черт ногу сломит.

Вот здесь-то вплотную можно подойти к вопросу об уровнях. Если перед вами существо другого биологического вида, здесь всё понятно, его можно отличить по внешней форме. Животное никогда не спутаешь с человеком. Но не всё так просто.
Прочла я сегодня этот отрывок одному человеку, и он выдвинул мнение, что домашние животные отличаются от диких, они умнее. Я возразила, что видела кучу бестолковых домашних кошек и собак. А он сказал, что говорит о селекционных, о породистых кошках и собаках, которые находятся в привилегированном положении во многих поколениях, и хозяев имели соответствующих, которые уделяли им много времени, а не о тех, что по улицам бегают, а потом их дети домой тащат или тех, что бабульки в переходах раздают.
С одной стороны да, но с другой, они не более умные, а более культурные, что ли. Но со временем, они становятся ленивыми, утрачивают естественные инстинкты. Это существа, не приспособленные к жизни без хозяев. Ничего хорошего, кстати.
Тут я вспомнила об индуистском делении на касты: Шудр Вайшьев, Кшатриев и Брахманов.
На самом деле это очень грубое деление. И не всегда человек, принадлежащий к той или иной касте, соответствует её заявленным характеристикам. Но с другой стороны, может быть это теперь так, а раньше всё было четче. От чего эти границы размываются? От того, что люди из разных каст, вопреки законам и приличиям, производили потомство, которое вбирало в себя черты той и другой касты. Я подумала, что если бы этого не происходило, то существа «варясь» в границах своей касты, вырождались бы. В общем-то, среди людей тех профессий, которые соответствуют уровню брахманов, встречается довольно много вырожденцев, которые за границы своей узкой специализации, не выходят. С точки зрения физиогномики их лица можно характеризовать как близкие к тем, что страдают болезнью Дауна или другими умственными и психическими отклонениями. Это и понятно, человек ничем не интересуется и в принципе даже не знает, где он живет, он конечно считает, что этот мир очень хорош, т.к. всё чего он желает, а это его страсть к выбранной деятельности, он беспрепятственно реализует. Но это извините уже не брахман, у него слишком узкий взгляд на вещи, это человек ограниченный. Он возможно гениален в своей деятельности, но кроме этого он ничего не умеет и не знает. Такой человек реализуется лишь для себя, да по большому счету его и гениальным назвать нельзя, скорее отмуштрованным своей страстью. Это психофизический механизм, выполняющий несколько доведенных до автоматизма операций. Вот это и есть вырожденцы.
Так что вот в этом смысл смешения кровей и заключения браков между людьми разных социальных, этнических, религиозных групп. Давно замечено, метисы более жизнестойки, и чем большее количество наших предков вступало в неравные по всем параметрам браки, тем более сложная жизнь с одной стороны, но более разносторонняя (с точки зрения опыта) с другой, нам обеспечена.
Но если рассматривать принадлежность к касте, не только как принадлежность к определенному кругу, а прежде всего соответствие определенному духовному уровню, то что получается. Люди разных каст, это существа разных видов. Не биологических видов, а духовных.
Скрещивать человеческий геном с геномом животного не имеет смысла, так же как с геномом существ иной, более развитой цивилизации, у них разная биологическая структура. Разный тип восприятия и мышления. Общение, между существами разных биологических видов возможно и происходит, но его нельзя назвать полноценным.
А вот между существами одного биологического вида, но разных духовных уровней и общение, и смешение случаются довольно часто, значит, есть в этом вселенский смысл. А всему виной желание получения нового опыта. Расширение границ, как сознания, так и действия.
Настоящий брахман, это существо, познавшее опыт всех каст и уровней, и способный передать метод и указать человеку любой касты путь наверх.
Примеряя эту теорию к собственному пути, могу сказать, что довольно часто меня распознавали как "чужую". Но эти границы со временем стираются. И из разряда "неприкасаемых" постепенно переходишь в разряд "своего" для всех. Но постепенно. Быстрых результатов здесь лучше не ждать. И всегда лучше быть готовым к фобии со стороны существ другого вида.
Ещё одна мысль в тему. Если существа не достигли уровня подлинного брахманизма, но на пути к нему, и к примеру желают пополнить (расширить и углубить) свой опыт, обменяться недостающими навыками и способностями им совершенно необязательно вступать в сексуальный контакт и плодить потомство, дабы их желание воплотилось в детях. Здесь достаточно контакта на энергетическом уровне, и стороны получают недостающий опыт, который расширяет возможности их сознания (поэтому и пол не имеет значения). Но опять же стоит помнить, что обмениваясь всем и со всеми, мы получаем всё ото всех. Но это при условии, что мы обладаем этой способностью. А если обладаем, стоит развивать способность быстро перерабатывать и делать своим то, что нам необходимо и очищаться от прихваченных по ходу отрицательных свойств.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments