7slov (7slov) wrote,
7slov
7slov

Некоторые выводы из полученного опыта

Работа с церквями никогда не воспринималась мной как работа «на ниве духовности», а скорее как определенная ниша, с большим количеством не латаных дыр, как в других сферах. Везде есть прогнившие места, но в таких областях, где можно под прикрытием высоких целей и определенной идеологии творить все, что считаешь возможным (вопрос морали? совести?), этих прогнивших мест всегда больше. Это сферы: политическая, чиновничья, религиозная. Здесь поле непаханое, тем более, никто такого рода деятельность и получаемые от неё доходы, не контролирует. Это в некотором роде области неподконтрольные и самостийные. Это конечно нонсенс, но так уж повелось, и довольно давно. Как кто-то недавно заметил: чиновничьей коррупции в нашей стране не одна сотня лет, и ещё Петр I ,боролся с этим бедствием, и после него предпринимались попытки, и с применением репрессивных мер, в том числе, но так никто ничего и не смог сделать.
В церквях работают разные люди. Но основная масса это, как и всюду – приспособленцы. «Вера в бога», для них звук пустой, они, так же как и большинство чиновников, считают этот мир абсолютным и всё к чему стремятся, это к материальному достатку. А в чем собственно состоят цели и задачи духовного института? В первую очередь в социальном служении, т.е. в опеке незащищенных слоев населения, забота о беспризорных детях, брошенных стариках, уходе за больными людьми, за которыми некому ухаживать и многое другое. И если сестринские общины теперь возрождаются и работают, то при церквях, кроме воскресных школ и мастерских иконописи, я ничего пока не видела. Церковь торгует разнообразной богословской литературой, которую неплохо было бы пропустить через руки цензоров, т.к. среди действительно стоящих работ (каких единицы) основную массу занимают вредные (в мировоззренческом смысле) газеты, журналы, брошюры и книги.
Некоторые кричат, что церковь это рассадник антисемитизма, национализма и др. «измов». Я не соглашусь, дело совершенно не в этом. Хоть многие (не будем показывать пальцем) из церковнослужителей наделили себя правом просвещать других, рассуждая на такие темы как - русскость, национализм, державность. Православие благодатная почва для построения определенной идеологии, правда, по моим наблюдениям, конкретно никто не определился, какой именно. Кто подался в монархисты, кто в националисты, кто ратует за империю и былое величие России. Церковь здесь занимает, с одной стороны, нейтральную позицию, с другой, имеет возможность играть на всех этих полях. Некоторые, особо активные и авторитетные церковнослужители создают специфическую атмосферу в своих приходах, что можно назвать местечковым распространением доморощенной идеологии. Всё это похоже на попытки оправдать предназначение православной церкви, как оплота патриотизма, но всё это далеко от реальных дел и видимых результатов. Другими словами, государству от этого не стало лучше. А остальная более пассивная часть священнослужителей ведет себя банально по-чиновьичьи. Если допустим, в какой-то светской организации, тебе не оплатили твою работу, то это называется кидалово, а если же церковь не оплатила проделанную для неё работу, то это называется «работа во славу божью».
Во времена ВОСР церковь действительно очень пострадала, было репрессировано и убито множество клириков. Естественно не все они были «нерадивыми попами», были среди них люди благочестивые. Дело здесь не только в тогдашнем социальном и сословном неравенстве. Я задумалась недавно над этим вопросом и вспоминая разнообразные дореволюционные церковные издания, пришла к выводу. Церковь во многом сама спровоцировала такой поворот событий. К концу девятнадцатого века всё больше имела место быть в таких изданиях реклама предметов культа: именных иконок, крестиков на заказ и проч, а так же услуг по проведению церковных обрядов и церемоний. Также и в светских изданиях помещалось множество заметок культово-религиозного содержания. От всего этого сквозит религиозным фетишизмом. Духовные заведения превратились в места торговли культовыми предметами под заслоном учения Христа, не больше и не меньше. Церкви, не смотря на их обилие, почти никогда не бедствовали, священник всегда мог привлечь благотворителей. Но если до революции церковь, так или иначе, оправдывала своё звание социально полезного института: содержала богадельни, детские приюты, странноприимные дома и прочее, то нынешняя православная церковь мне напоминает сеть торговых точек, распространяющих специфические сувениры.
Вторая задача церкви это популяризация русской истории, истории церкви, храмов и прилегающей местности, но священники смотрят на это без энтузиазма, и если на оплату архивных исследований они худо-бедно могут сподобиться, то на выпуск издания по истории их церкви а тем более района куда реже. «Что это вы мне принесли. Мы делаем буклет/книгу по истории нашего храма, а вы про округу тут…что за текст, зачем упоминать всех этих людей и места, когда надо только клириков нашей церкви и наш храм…» Другим словами, всё та же - «моя хата с краю», я - не я, и страна не моя. Отсутствие информации у них самих стараются свалить на тебя, по-чиновьичьи - с больной головы на здоровую. Иногда просто передумывают: зачем платить кому-то за работу, если лучше эти денюшки положить себе в карман. Вот и работай на доверии, без договора - никуда.
Часто никакой дисциплины, иной раз приходится ждать священника, как красну девицу по часу, полтора (не один раз), претензии отбиваются, а то и находятся отговорки: «Я не опоздал, на меня упал забор, и хоть бы кто-то помог... Это может быть только в нашей стране. Посмотрите, пожалуйста, сзади не грязно… ничего не разорвал»? «Да нет. Всё чисто, небольшая дырочка у локтя. Ничего страшного всякое бывает», - отвечаю я. «Ну что вы! я в России такие брюки себе не куплю. И рубашку такую найти целая проблема». Когда слышишь такие речи от мужчины и священника, как-то само собой делается нехорошо. Он же оправдывает себя тем, что семь лет служил в православном храме Чехии, да и теперь ещё ежемесячно ездит от местного подворья туда же, и всякий раз приезжает в полнейшей ностальгии по Европе. Звоню: «С приездом. Ну, как там»… В ответ: «Там замечательно». Говорю: «Ну да, там замечательно, а здесь не очень. Но я собственно по поводу взятых вами с собой в поездку материалов, ну как, замечания внесли, подумали, какие иллюстрации помещаем»? Чувствую, отец … в замешательстве. «Ну, да, ну, да, я тут оставил одним замечательным людям они это всё прочитают и занесут в конце недели». «А сами читали»? «К сожалению не успел». Часто слышишь: «У нас всё очень скудно, прихода нет». Но у всех священников иномарки последних моделей.
И это лишь несколько примеров. Мне такое положение вещей напоминает, «незабываемые» 90-е когда во власть, и во все сферы проникли люди, мнящие себя демократами, борцами с «красной чумой». Свобода слова, мысли, совести, либеральные ценности, т.е. отсутствие всяких ценностей. Фактически пришли люди, зараженные новой идеологией, которые на свой манер перекраивали всё то, что складывалось десятилетиями, и основывали на руинах прежних «идеалов», свои собственные тихие болотца, насаждая своё миропонимание, новоиспеченный догмат. Вот смотрю, что всякий раз происходит одно и то же: экономический и идеологический передел собственности и умов в подчинение.
Почему сейчас говорю об этом, потому, что вижу что реконструкция и возрождение церковных строений в основе своей завершены, в Мск, во всяком случае. Но церковь не торопится быть социально полезной, требует к себе особого отношения, при этом толком ничего не отдавая ни в плане просвещения, ни в плане социальной, практической пользы для государства. Это уже социальный паразитизм.
Вижу, что настал тот момент, когда, или большинство священников будут смещены со своих должностей и на их места придут более просвещенные, активные и молодые люди, либо это тенденция церковного стяжательства только усилится, и недовольных может стать однажды очень много. Ну и, тогда не быть православию основополагающей религией нашего государства…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments