7slov (7slov) wrote,
7slov
7slov

Введение и I часть, 1 главы

Анализируем книгу Фредерика Перлза, «Практикум по гештальт-терапии», пункт «Ориентирование», Введение и глава 1. (Правда, только её первая часть, вторую половину завтра). Думаю, что дальше будет всё меньше белых пятен, и из одной главы не будет проситься к осмыслению, такое количество цитат.
Не претендую на абсолютную истинность, просто исхожу из своего понимания предмета. Курсивом выделены выдержки из книги.
Ну, как и обещала, приступим.

Одна из тем этой книги — ассимиляция. Организм растет, ассимилируя из среды то, что ему нужно для роста.
Лишь посредством тщательной ассимиляции можно объединить разнородные субстанции в новое целое.
Мы полагаем, что благодаря ассимиляции того ценного, что может предложить наука нашего времени, мы в состоянии заложить основания последовательной и практичной психотерапии.


Вопрос: а если нечего ассимилировать из среды? Среда это условия. Это, прежде всего, окружающие тебя существа. Но, как известно люди существа борющиеся, а значит, так или иначе, среда может, как предоставить условия для продвижения, так и препятствовать развитию индивида. Простой пример. Беспризорный ребенок. Среда, в которой он вынужден пребывать препятствует его развитию, и всё зависит от степени осознанности ребенка. Но если взрослому человеку сложно противостоять таким условиям, то ребенку тем более. Стало быть, на таком ребенке с самого детства можно поставить крест. Т.к. у него нет доступа к тому «что может предложить наука нашего времени» и ассимилировать из окружающей среды он может в 80% случаев самое худшее. Или другой пример: человек, живущий в захолустной деревне, где практически никаких средств коммуникации, вокруг опустившиеся люди, потерявшие веру в добро и справедливость, или алкоголики. Таким людям уже не помочь. Такое поселение обладает своим эфирным полем с негативным зарядом. Это болото засасывающее любого кто в него попадает. Но не любой туда может попасть. Так же не факт что никто не сможет выбраться. Так же верно и то, что можно не использовать предоставленные возможности, а можно вопреки отрицательной среде повышать свой уровень.
Почему? Вопрос причин и следствий. Вопрос личной силы. Но если человек ассимилирует недостающие для роста элементы из среды, то сила не имеет значения? А почему человека называют сильным, потому, что он не ломается в сложных условиях, в агрессивной среде, не теряет уровня, или даже прогрессирует. Откуда он ассимилирует недостающие звенья? Не из среды. Но ведь ассимилирует.
Читаем:
Контакт как таковой возможен без осознавания, но для осознавания контакт необходим. Решающий вопрос состоит в том, с чем человек находится в контакте.

Всё-таки решающий вопрос. Значит, человек признаётся полностью зависящим от среды. Ему нужен визуальный пример. Но человек за неимением подходящего образца, может использовать образ вымышленного или реального литературного или исторического персонажа. Да, это тоже контакт.
Пожалуй, да. Это важный момент, но не решающий. Ведь можно ассимилировать образ из собственного опыта, (порывшись в базе данных своего сознания), которого даже не получал, в этой жизни. Но этот опыт наличествует. Откуда? Мы берем это из своего микрокосма, из среды, но не окружающей. И выстраиваем себя под этот более свершенный образ. Любая среда, так или иначе, навязывает свои условия, своё понимание. Каждому из нас, в тех или иных вопросах, приходится противостоять общественному мнению или соглашаться с ним. По сути, все мы находимся в вечной борьбе и противостоянии.


…мы должны переместить центральный интерес психиатрии от фетиша «неизвестного», от почитания «бессознательного», к проблемам и феноменологии сознания (awareness): к тому, какие факторы действуют в осознавании и как способности, которые успешно функционируют в состоянии осознавания, терпят неудачу в его отсутствии.

Согласна, но такая формулировка требует пояснений. Все наши проблемы сокрыты в отсеке бессознательного, и это очень правильно вытащить проблему на сознание для того, чтобы рассмотреть и в итоге устранить её. Но в любом случае бессознательному должно быть уделено больше внимания, ведь сознание управляет лишь внешним: поведение, реакции. Отсек же управления это наше бессознательное. Наше подсознание.

Любой незавершенный гештальт составляет «незаконченную ситуацию», требующую понимания и мешающую формированию любого нового, живого гештальта. Вместо роста и развития мы имеем в этом случае стагнацию и регрессию.

Без живой практики, без лично принятых решений, без добровольного вхождения в «незаконченную ситуацию», гештальт так и останется незавершенным, а ситуация застывшей. Одно дело работа с психологом и другое реальная опасность, ведь всё что когда-то осталось незавершенным пугает и притягивает одновременно, без этой ломки, без адреналина, пусть даже потерпев неудачу, ты в любом случае, ставишь себе плюс за смелость, и можешь двигаться дальше.

Лиловый цвет выглядит голубоватым на красном фоне и красноватым — на голубом. Контекст, в котором появляется элемент, называется в гештальтпсихологии «фоном», на котором выступает «фигура».

А это как раз об относительности ситуаций и человека с его проявлениями. Серое на черном, будет выглядеть светлым, на белом же, будет темным пятном. Всё относительно?
Это как хорошо священник в Рожественской проповеди сказал: «Мы сравниваем себя с алкоголиками, наркоманами, преступниками, вот-де, мы не такие, мы лучше». И впрямь редко сравниваются с теми, кто превосходит в чем-то. Радуясь, что есть до чего тянуться. В основном сопоставляют себя с тем, кто во многом уступает.
Дух конкуренции, белая зависть, ревность – самые распространенные двигатели в достижении лучших результатов. А в остальном: «Удовольствуемся же тем, что мы не ниже среднего»…

В борьбе за выживание наиболее значимая потребность становится фигурой и организует поведение индивида, пока не находит своего удовлетворения, после чего она отходит в фон (равновесие во времени), уступая место следующей, теперь наиболее важной потребности. Эта смена доминирующих потребностей создает для здорового организма наилучшие возможности для выживания. В нашем обществе такого рода доминирующие потребности, например, мораль и т.п., часто становятся хроническими и мешают тонкой саморегуляции человеческого организма.

А вот с этого момента подробнее. Именно - человек борется за выживание, и своих убеждений, а чаще всего ложных установок, в том числе. И это не просто отстаивание своих позиций, это именно борьба. Навязывание совей доморощенной морали близким, подчиненным и т.д. Так человек выживает - это его почва под ногами. Когда она становится нетвердой, зыбкой - это первый признак, что твоя застывшая система ценностей пошатнулась. Тут человек теряет панцирь, и становится, уязвим, тут-то и приходит «инквизиция» общественной морали. Человек без кожи в соприкосновении с общественной машиной… душераздирающее зрелище…И тогда, в поисках тверди под ногами, в поисках опоры и защиты, человек прибегает к помощи психолога, духовника, или задумывается о смысле жизни и ищет пути выхода их кризиса. Психического? Душевного? Духовного? Видимо каждому по его уровню.

Вместо того, чтобы вытягивать средства из бессознательного, мы работаем с тем, что лежит на самой поверхности. Трудность в том, что пациент (часто и терапевт) принимает то, что лежит на поверхности, за само собой разумеющееся. То, как пациент разговаривает, дышит, движется, осуществляет цензуру, выражает презрение, ищет причины и пр., кажется ему очевидным, лежащим в его конституции, в природе. В действительности же это - выражение его доминирующей потребности…

Да где-то так. За видимым, за общепринятым, мы не замечаем лучшие человеческие качества.
А за сознанием не видим того, что нами подлинно руководит. А руководят нами наши желания. И нет бы, искать метод устранения необоснованных желаний, способ уравновешивания и примирения со своими страстями (обучения внутренней дипломатии в отношении самих себя) здесь, похоже, снова всё сводится к потребностям личности, и реализации этих потребностей.
Но если представить мир, в котором будут реализовываться все потребности человека, то очень скоро человечество ждет Апокалипсис. А всё просто. Если удовлетворять все свои потребности и желания, то они не перестают быть, они именно отходят в область бессознательного до следующего всплеска, и каждый последующий всплеск будет сильнее предыдущего. Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке». Так может быть речь о том, чтобы во многом смирить свои потребности? Ведь человеку необходимо лишь необходимое. Избыток же не сделает его счастливым, а лишь распалит жажду. В принципе, некоторым необходимо получение такого опыта в целях осознания пресыщения, и если каждый день переедать, то однажды нарушится обмен веществ. И человек обратиться, нет, уже не к психологу…

Наиболее, может быть, ценно в гештальтпсихологии понимание того, что целое определяет части, в противоположность прежним воззрениям, что целое — это всего лишь механическая сумма своих элементов.

Если наше сознание имеет правильное видение целого, помнит иерархическую структуру ценностей (хотите моральных, хотите духовных), такая форма целого всегда может выстроить содержание в правильном порядке. На что конечно потребуется время. Чтобы разложить всё по темам, как книги в библиотеке. *Избавляемся от лишней информации, анализируем все, с чем соприкасаемся, очищаем сознание*. Но здесь - сначала полки потом книги. Тогда целое определяет части.
Но иногда и части определяют целое, человек начинает по частям складывать своё новое более совершенное видение мира. Изыскивая достойные примеры, как образец целого, и фокусируясь на сильных сторонах своей личности. *Выстраиваем истинную структуру ценностей, накапливаем информацию*. В конечном счете, такой человек становится цельным мозаичным полотном, осознаёт структуру сознания. Здесь – сначала книги потом полки.
Это просто два противоположных примера достижения целого, но на самом деле человек использует первый и второй способ, просто в разных процентных долях. Т.е. важно и целое и части. И в разных ситуациях, в зависимости от слабых и сильных сторон человека, и целое определяет части, и части определяют целое. Как мне кажется.

На этом пока и прервемся
Продолжение следует:)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments