7slov (7slov) wrote,
7slov
7slov

Ай да греки!

Зашла тут речь в разговоре, кто первым стал писать труды по экономике, и кто (имеется в виду этнос), ввёл понятие экономики и мой приятель двинул мысль, что индийцы и китайцы, ну и наверняка иудеи. Я подумала: почему это наверняка? Слово-то греческого происхождения. И вот решила я, тёмная женщина, поинтересоваться, откуда у этой темы «ноги растут».
Если иду в книжный магазин, то покупаю зачастую, не то за чем пошла, а то, что первое на глаза попадается. А вот и пригодился учебник по экономике (ха-ха). Так вот открыла я его, и много нового узнала, а местами гениального. Первым делом, в который раз убедилась, что остов любой науки — это и основное и второстепенное, и пришла к выводу, что пренебрежение второстепенным довольно часто создаёт «грабли», на которых набивают шишки целые поколения, зато люди получают опыт индуктивным методом, избегая вероятности того, что чужие ошибочные теории затуманят им мозги, это неоценимо. Но опять же это путь для думающих и видящих.
Вот, что такое для обывателя экономическая выгода? Это — «купи-продай», как учил дядя…, ну короче чей-то дядя хорошо нагрел руки при переходе нашего государства с социалистической на «рыночную экономику». Я не говорю, что так считают все, но в основном, экономика, это пустой звук, если только это не касается личной выгоды. А ведь личная выгода каждого основывается на общей, государственной выгоде.
Всегда «меньше крови» если не пренебрегать вспомогательными функциями — образованием и идеологией, ведь один готов соблюдать правила добровольно, а другой, если есть «лазейки», никогда не упустит возможности получить прибыль нечестным путём. Поэтому переход к новому режиму не терпит спешки, и загодя нужно готовить общественное мнение: что обманывать, подставлять, подсиживать, воровать, наконец — нехорошо, и тем самым идеологически готовить общество к новой системе. Но, как правило, когда готовится политический переворот, то никто не думает о последствиях, кроме идеологов, конечно, которые знают что делают.
Во-вторых, я убедилась (опять же в который раз), что всё гениальное просто, и рождается оно при минимальном количестве информационной шелухи, которую наслаивает история и цивилизационные процессы, несмотря на все положительные моменты развития человечества, и его достижения.
Так вот, насчёт иудеев я была права, и в древние века они совершенно к этому вопросу (к экономике, как науке) не приложились, а самым ранним памятником экономической мысли считается «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (Др. Египет, XXII в. до н.э. где речь идёт о искусстве хозяйствования и управления государством).
Вопросы экономики затрагивались в следующих источниках: Кодекс законов Хаммурапи (Вавилония, XXVII в. до н.э.), конфуцианство (Кун-Фу-Цзы, Китай, V-IV в. до н.э.), «Артхашастра» (Индия, IV в. до н.э.). (а тут, прав приятель).

Ксенофонт (444-355 гг. до н.э.), написал работу «Экономикос», в ней есть следующие высказывания: «Денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их ещё больше, приобретение же других товаров имеет предел»; «Деньги не ценность, если не умеешь пользоваться ими».
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), был куда более прогрессивен во взглядах на экономическое устройство, и в то же время это доступно для понимания и не осквернено налётом умствования, цитирую из книги потому, что лучше не скажешь:
«Анализируя предмет исследования, Аристотель разграничил экономику и хрематистику, что весьма актуально для нашей страны на современном ее этапе. Экономика — это естественная основа хозяйства, цель ее — создание потребительных стоимостей, необходимых для жизни, домашнего хозяйства, государства, т.е. цель конкретна и определенна. Другое дело — хрематистика. Это — искусство наживать состояние путем торговли и ростовщичества. Здесь «никогда не бывает предела в достижении цели, а целью оказывается богатство и обладание деньгами». И если экономика «заслуживает похвалы», то хрематистика «по справедливости вызывает порицание».
Важно отметить различие подходов Аристотеля и Ксенофонта к экономической науке. Ксенофонт дает прообраз «чистой» экономической науки. Хозяйство определяет как все без исключения имущество — его приобретение имеет самодовлеющий характер, является главной заботой человека. Говоря современным языком, человек становится персонификацией вещей. У Аристотеля человек выходит за пределы круга вещей. Аристотелевский подход отражает целостность общественной жизни, на первый план выдвигает государство (полис), создает основы философии экономической науки».

При неправильном подходе, когда во главу угла ставится личная корысть, можно опорочить любую дисциплину. Поэтому и принято считать, что политика грязное дело, да и экономика тоже.
Почему-то я всегда относилась к бухгалтерам с пренебрежением. Я думала, что это за профессия? если и заниматься этим, то по совместительству, а если только этим, то такая деятельность приводит к деградации личности (я и сейчас так думаю). Но бог с ней с бухгалтерией, а вообще, от любого дела, если подходить к нему честно, и творчески, можно получать удовлетворение, не ставя себе основной целью сверхприбыль.
Как отмечает И. Ильин, и демократия может быть творческой и политика, и экономика, стало быть, тоже. Всё зависит от самого человека, а не от выбранного им занятия.
Правда, чистые пути надо торить. Они всегда завалены «буреломом».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment