7slov (7slov) wrote,
7slov
7slov

Из истории наблюдений за общественным сознанием...

Деловое взаимодействие происходит, как правило, на уровне отношений заказчик - подрядчик. Если только ты не нанимаешься и не нанимаешь на постоянную работу, тогда работник - работодатель. Я поведу речь о первом варианте, потому что всё больше людей работают от себя и берутся выполнить определенный объем работ за определенный срок, тогда заключается договор между заказчиком и подрядчиком фиксирующий обязанности сторон.
Так вот раньше, я всё больше выступала подрядчиком/исполнителем, и считала, что исполнитель находится в менее выгодном положении, потому что, его можно кинуть или недоплатить под предлогом плохо выполненной работы. Но, с тех пор, как я стала строить дом и доводить его до жилого состояния внутренне и внешне, я чаще стала прибегать к услугам подрядчиков, и выступать в роли заказчика. И порой уже начинаю сомневаться в нормальности людей. А дело не в том, кто в какой роли выступает, – в роли заказчика или подрядчика, – дело в хладнокровии, здоровом восприятии реальности, достоинстве человека и его порядочности или отсутствии этих качеств.
Все хоть раз, так или иначе, были обмануты, или посчитали, что были обмануты или ущемлены без существенной на то причины, и это, видимо, оставляет неизгладимый след на психике личности. Люди перестали друг другу доверять и стали циничными. Каждый пытается заведомо повесить на другого образ нечестного человека, не заслуживающего доверия. И на этом основании, каждый пытается что-то для себя выгадать, сэкономить на материалах на доделках. Это с одной стороны. А с другой стороны, у подрядчика рано или поздно развивается фобия, что его непременно кинут, и если немного задерживаешь обещанную оплату (причем меньшую, вторую её часть), начинают истериковать. При том, что срок выплаты прописанный в договоре не вышел, но чел впадает в бычку и начинает кричать, что его подвели и его рабочие сидят без оплаты. Странно, что это должно быть моей проблемой, в то время как в договоре нет пункта, «выплачивать сумму полностью до истечения договора, по первому требованию рабочих, желающих отпраздновать майские праздники».
Так вот, после того, как с одной стороны я сталкиваюсь по работе с заказчиками, которые порой прилично тянут с оплатой, а сделанное по мелочи часто вообще не считают нужным оплачивать, ссылаясь на финансовые проблемы, если не потребуешь; с другой стороны сталкиваюсь с подрядчиками, у которых буквально считающаяся добродетелью черта, в чем-то наколоть заказчика, взять материал дешевле, а в смете написать другую сумму и прочие схемы экономии, они же схемы оболванивания, после этого знаете ли, начинаешь не доверять людям, т.е. совсем. При этом я понимаю, что я не проверю, где, что и сколько человек сэкономил на мне, это как бы даже не мое получается дело. Я смотрю на итоговую сумму и прикидываю, не слишком ли это дорого и потяну ли я. Если понимаю, что потяну, то соглашаюсь. И можно было бы на все «хитрые схемы» закрыть глаза, если бы не тот факт, что пытаясь по мелочи провести заказчика, подрядчик сам начинает других подозревать в нечестности. Это как бы переход на личности, хоть сама предпринимательская деятельность не подразумевает ничего личного. Но человеку надо как-то оправдаться, он, конечно, понимает, что за долгие годы работы, нашел каналы поставок материала по более дешевой цене, чем может найти заказчик, и святое дело взять с заказчика ту же сумму, какую заказчик заплатил бы за материалы, приобретя их в ближайшем магазине. Но всё же, видимо, это нехорошо, потому что заказчик поручает дело профессионалу, чтобы он не экономил на материалах, а экономил деньги заказчика, тогда и за работу можно больше взять (в рамках допустимого). Но подрядчик делает «финт ушами»: за работу берет меньше, а на материалы накручивает больше, предоставляя липовую смету. Вроде бы он никого не обманывает. Но, однако, на материалах можно сделать, больше, т.е. лишние 30-50 тыс. можно положить себе в карман, просто так, ни за что. – Да боже мой, какие мелочи, – скажет подрядчик, положив себе в карман хотя бы лишние дармовые 10-20 тыс.. Для него это вроде бы не деньги, а для меня деньги, потому что я зарабатываю честно. И подрядчик это понимает. И он, в конечном счете, хочет себя оправдать. И убеждает себя, что с заказчиком иначе работать нельзя, работать честно, значит быть дураком, потому что, заказчик только и норовит затянуть с оплатой, он хитрый, жадный и т.д. и т.п.
Одно дело какие-то человеческие страсти, развившиеся между сослуживцами, не поделившими более высокую ступеньку карьерной лестницы, к примеру, но система расчетов область бесстрастная придуманная для оплаты товаров и услуг. Я так всегда считала. И заказчик, и подрядчик работают от себя, и друг с другом ничем, кроме как обязательствами по договору – не связаны. И точка соприкосновения у них одна: выполнил работу – получи деньги (просрочили выплату по договору, тогда и возмущайся); принял работу – оплати (нашел недоделки и халтуру, предъяви). А до того дергаться-то зачем?
Но люди буквально сходят с ума на почве индивидуальной трудовой деятельности и теряют ощущение реальности и рамок дозволенного. Получается, что рыночная экономика, сделала из многих людей т.н. предпринимателей, которые по сути мыслят скотскими категориями, потому что не понимают, что без честности, порядочности, доверия клиенту любой бизнес зачахнет. Истериками с одной стороны, цинизмом с другой, подрядчик отпугивает заказчика от дальнейшего сотрудничества. В общем-то как и нечистоплотный заказчик, который считает, что там где безопасно (как ему кажется), можно без достаточных оснований не доплатить, или вовсе не заплатить (таких случаев тоже немало, и с привлечением братков из криминального мира в т.ч.). Вот это и есть нецивилизованные рыночные отношения, основанные на жадности, страхе и как следствие – злости, которая принимает тут или иную форму цинизма. А ведь всё это от недалекого ума. Поэтому да, я больше на слово никому не доверяю, и в том, что люди способны в рамках существующей системы оставаться нормальными, сомневаюсь.
Нам людям, это чести не делает. Это говорит о жадности, трусости и слабости основной части населения.
Только и слышишь высказываемые сожаления о том что ушли в прошлое те времена, когда люди ударив по рукам, выполняли взятые обязательства, что, мол, слова у людей стали расходиться с делами. Но, по-моему не было этих идеальных времен. Сколько живу, столько слышу о доверии, но доверие это люди с завидным постоянством предают. Может быть мое в меньшей степени, потому что я никогда особенно никому не доверяла.
Достаточно один раз предать доверие человека, и он превращается в скотину, фактически теряет разум. Не скажу, что я его потеряла, но в целом, доверие сходит на нет, и в нормальности людям я всё чаще отказываю. А если честно, то не доверяю, и нормальными не считаю, просто принимаю условия игры. Но одно дело играть, другое подыгрывать, так вот подыгрывать более не желаю. Да и требовать от человека здоровья не считаю осмысленным, потому что человек, по сути, душевно болен. Поэтому, надо заранее просчитывать все возможные неудобства, и лишать человека возможности их доставлять, а по сути, лишать лишнего внимания, «от внимания они хереют».
И всё-таки, я настаиваю на человеческих взаимоотношениях, а не на скотских.
А то ведь без обиняков напрашивается вывод: либо наш человек не готов к честным рыночным отношениям поскольку понимает только крепкую руку, а стало быть в нашем человек силен раб, либо мы восприняли чужой опыт ведения дел, и он нас развращает, нам не подходит, а потом принимает всё более ужасные формы, либо… славянство вырождается (заметно это и по полякам, и по украинцам и др.) и нужна свежая кровь. Тогда я за миграцию. Мне такая псевдославянская культура претит. Потому что иудушка на иудушке сидит и иудушкой погоняет, в том смысле, что в добродетель вменяется умение продать всё, что можно и нельзя и вырвать у судьбы из горла свои 30 тетрадрахм.
Это для меня не открытие, это опыт 20-ти лет. Копился он с тех пор, как я уехала из дома и стала работать. Ну да, я терпелива, не склонна поливать грязью общество и государство: «не пойман – не вор, не продан – не раб», но если большинство поймались и продались, то это значит, что процесс достиг критической точки. Потому что люди сами о себе говорят так: «там, где татарин побывал, еврею делать нечего», «там где хохол побывал, там татарину делать нечего», и ещё, «каждое говно, кончается на “о”», – это человек сам про себя. И так далее, кто кого переплюнет. Когда-то это произносили с иронией, теперь это стало для многих жизненной позицией. Не понимаю такой философии.
Люди часто в личной беседе поднимают тему совести, что-де совесть люди потеряли. Но я думаю, что совести многие и не имели, потому что совесть долгие годы заменялась страхом наказания. Думаю, люди потеряли честь, перестали дорожить своей репутацией, добрым именем. Видимо, потеряли веру, или всего лишь её общественный оттиск – государственную идеологию.
Я даже не знаю, нужна ли новая государственная идеология, или нужен новый институт воспитания чести, совести, и главное достоинства. Я склоняюсь ко второму.

PS Я здесь не о межличностных, а общественных отношениях, где ничего, вроде бы, личного.
Однако, когда множество людей, боятся и ненавидят других людей аналогичным образом, это видимо проекция общественной болезни на личность, где основными качествами выживания (но не жизни;)) личности в обществе становятся: приспособленчество, жажда власти, славы, богатства, быстрого и легкого успеха и страх. Страх потерять то, что в свое время получил достаточно легко. Ведь удержать это, с течением времени, всё сложнее. Потому что таких «умных» всё больше и больше, и каждый в каждом видит заведомую опасность и если не конкурента, то соперника или идеологического/классового и т.д. врага. Опасения небезосновательны, но общественная паранойя на определенном этапе, видимо, неизбежна, как переход к естественному состоянию бытия в условиях риска, недоверия, подозрительности, общего цинизма в рамках единой даже культуры и одного государства.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment