7slov (7slov) wrote,
7slov
7slov

О том, кто такой Бодхисаттва…

Хорошо передан, в этом отрывке книги Джозефа Кэмпбелла "Мифический образ", характер и состояние Бодхисаттвы, поэтому не могу не поделиться...

"Поскольку буддийских и индийских божеств этого периода – восьмого столетия нашей эры, – следует понимать в тантрических категориях (не просто как «внешних» богов и сил, а как олицетворения внутренних свойств, присущих самому человеку), то второй безмолвной вестью этих изображений является ободряющее обращение к нашим внутренним потенциальным возможностям, которые равнозначны этим символам и соответствуют воле к жизни и непреодолимой стихийности природы. В противоположность индуистскому представлению о Вишну как о том, кто видит во сне весь мир, эти буддийские вестники не спят, а бодрствуют. Лотос – не просто цветок, но все растение целиком, – сознательно перенесен в приподнятую руку и уже не вырастает из тела; это означает полное утверждение всей протяженности стебля лотоса – лестницы человеческих переживаний, поднимающейся от глубинного темного центра в «Основании Корней» до возвышенного света нирванического осознания на уровне «Тысячелепесткового лотоса»; бодхисаттва удерживает все это в руке как одну сущность, единое целое. Сравнивая этот образ с древнегерманским мировым ясенем Иггдрасиль – корни его гложет дракон Нидхегг, на верхушке восседает солнечный орел, а вдоль ствола вверх и вниз снует чудесная белка Грызозуб, – можно попытаться предположить, ради какого именно знания Один висел «в ветвях на ветру», по словам поэта, «посвященный Одину, в жертву себе же», ибо в Евангелии от Луки мы читаем: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лук. 17:33) – поистине, это весть с Того Берега, где пребывает Мудрость-Самость.
Рассказывают, что, когда бодхисаттва учит, он принимает внешний облик своих слушателей, однако его весть обращена к Мудрости-Самости внутри каждого, которую следует пробудить и оживить. Когда испускающий зов изображается многоруким, многоголовым, глядящим во всех направлениях и дотягивающимся до всего вокруг, он является олицетворением того сознания во всем сущем, которое утверждает феноменальный мир вопреки страданиям, горестям и боли – и при этом утверждает его не таким, каким он, по представлениям некоторых, «должен» быть, но таким, как есть. В соответствии с этим бодхисаттву называют «богом настоящего», а его неподвластный страстям характер являет собой лишенное цели благоволение. Известный, кроме того, как «Тот, кто удерживает мир», он поглощает своей беспредельной личностью напасти и страдания мира и обращает их на уровне Сознания Будды в амброзию знания, которая затем исходит из каждой поры его лучезарной сущности, стекает с кончиков пальцев и привносит утешение и стойкое блаженство даже в души, населяющие ады. При этом он не является некой посторонней силой «где-то там» или далеким богом, а пребывает в каждом живом существе, в нас самих – внутри, в самой сущности, где его и следует найти.
Обращаясь к истории, можно видеть, что это утверждающее, жизнеобеспечивающее состояние добровольной жертвы, которая с полным пониманием происходящего не удаляется от мира мучительных радостей и радостных мучений, но великодушно бросается прямо в водоворот этого мира, является бесконечно более древним и, одновременно, более примитивным и сложным представлением, нежели противоположный ему образ кельи отшельника и стремления либо к избавлению от страданий в неком раю, либо к полному исчезновению".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments