7slov (7slov) wrote,
7slov
7slov

"Сократ" (1991 Россия )

Вот фильм, «Сократ», 1991г., люди через т.н. греческую философию всегда стремились выглядеть умнее.
Вот и в этот раз, смотришь фильм. Вроде все умно, и даже фильм начинается с того, что человеческая глупость - это материал для философии, то есть для любого философа. Действительно, ни одна философия не может прожить без человеческой глупости, так же впрочем, как и религия: нечего было бы обличать и критиковать, не было бы ни религий, ни философий. Однако, сколько во всех этих рассуждениях однобокости. В сущности, какая разница, какие человек будет совершать поступки, если, пусть не всё, но многое - предрешено. Можно сказать, что не предрешено, и что человек сам себе хозяин. Но достаточно ответить на вопрос – «что предрешает все результаты»? Характер человека, его свойства, его намерения. А это то, что человек изменить не в силах.
Поэтому можно совершать героические поступки на пределе возможностей, перешагивать через себя и потом об этом сожалеть, а потом считать это чем-то совершенно ничтожным: усилий много, а результат, не просто нулевой, минусовой. Можно верить, что суммой этих усилий заслужишь перемену своих свойств. Но опять-таки, кто решает, сколько должно быть приложено усилий? А когда усилия прикладываются легко, кто-то усложняет дело. Кто это? Казалось вот ещё чуть-чуть и отдохнешь, а тут после «чуть-чуть» новая ступень. Если не поднимешься, останешься в состоянии замкнутого пространства. В заключении. Казалось бы, в сущности, все же в заключении, а чего тебе дергаться?
Не каждому хочется совершать поступки, которые может, приведут к изменению характера в лучшую сторону, а может и не приведут. Более того, человек однажды раскрывает, что его поступки приводят к тому, что его характер ухудшается, и его намерения становятся тем же, чем они были изначально (в то время когда он хотел и решил изменить себя), только хуже, потому что без налета иллюзий и веры в то, что что-то может измениться к лучшему. Нет, измениться не в мире, а в себе. И человек не может себя заставить идти дальше. Думаю, нет людей, которые бы полностью были собой довольны. Если такие есть, то это не люди.
Человек пытавшийся изменить себя и не сумевший, человек, как этот бедный Сократ, пытавшийся противостоять общественной машине в 99 случаях из 100 просто перестает чего либо хотеть, потому что он не желает предпринимать усилий для того, чтобы стать хуже. А хуже он станет потому, что этот мир в совокупности хуже любого одного из. И как известно «много» больше «одного» и побеждает то, чего больше.
Кто такие хорошие и плохие люди? Такое ощущение что все плохие, просто каждый в чем-то своем.
Откуда Сократу знать, что другим разум подсказывает то же, что и ему?
Откуда ему знать, что у других тоже есть душа, то есть она зряча?
Будить души других - неблагодарный труд. А глаза и подавно не вставишь, за это отвечаем не мы, а высшие силы.
Рано или поздно мы сдаем позиции, мы передаем эстафету. Мы даже не знаем, кому предаем, потому что больше не верим, что есть те, кто способен это нести. Просто сбрасываем этот груз и говорим - «с меня хватит». Смотрю, кто-то потирает ручки и довольно ухмыляется. Рано, рано. Мы не можем быть уверены, что нам позволят это сделать. А если и позволят, если и есть свобода воли, а в этом она точно есть, то мы сами себе этого не позволим. Потому что обратного пути нет. Мы четко осознаем, что этот архаический бывший мир нам не интересен, значит можно двигаться только вперед, к новому миру. Пусть даже мы его не видим. Бывший архаический мир - хуже смерти. Таким образом, очень легко отличить подлинник от подделки. Тот кто может от этого отказаться, тот этим и не был, потому что обратного пути нет. И кто-то незримо хлопает по плечу и говорит – «И ты не радуйся, потому что никто не доказал тебе, что ты подлинник». И поневоле задумаешься, о том что возможно твое окончательное падение и отказ от пути ещё последует.

Цитаты из фильма:

Все хотят добыть цветню тунику, украсить дом цветными амфорами, но почему-то мало кто хочет узнать как стать добрым и справедливым. Не сознавая добра, справедливости душа человека слепа. И целые государства погибали и будут погибать, если не будут отличать хороших людей от плохих.

Я любил ходить на рынок и смотреть, как много в мире вещей, без которых можно прожить. С самых давних времен считалось, что люди не вольны в своих поступках, не в добрых, не в злых, ведь все их деяния - это воля богов. Я первый спросил себя и спрашивал других - а что же человек? разве он не в силах поступать так, как подсказывает ему разум?

Преступное правительство Афин, лишившее вас власти, а некоторых и права жить в Афинах больше не существует. Отныне вам тридцати олигархам вручается вся полнота власти. С каждого из вас (тридцати олигархов) мы будем жестоко спрашивать, за выполнение условий нашего мирного договора. Это Перикл придумал демократию для Афин. Демократия уродливый, беспорядочный строй. Исправьте историческую ошибку.
Кстати, весьма вписывается как прелюдия к событиям 90-х, никто не собирался строить демократию, потому что она у нас была, её как раз собирались разрушить. Уж где-где, а только у нас народ что-то решает, и народ может сохранить страну даже в периоды анархии.

Власть – всегда насилие.

Этот Критий первый из назначенных спартанцами олигархов, считал себя моим учеником. Я помню, как он клялся мне, что убьет каждого, кто посягнет на афинскую демократию, или займет какой-нибудь государственный пост, если демократия будет свергнута.

Жестокосердный Павсаний, твой меч не пересыхал от крови, твоим именем пугали детей. А мне казалось, что душа у него как у женщины: он что-то ищет, мечется, и как все правители сам не знает, что совершит в следующую минуту.

PS И среди правителей бывают исключения. Но и исключения зависят от окружения. Нет ни одного свободного от окружения человека.



Tags: психологическое, размышления на заданную тему, философия, фильмы советского периода
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments